13 мая 1981 года футболисты тбилисского «Динамо» под руководством Нодара Ахалкаци завоевали Кубок кубков, одержав в финале волевую победу со счетом 2:1 над клубом «Карл Цейсс Йена», представлявшим ГДР.
Вспоминает Рамаз Шенгелия – нападающий тбилисского «Динамо» (1977—1988):
«Как это передать словами, дорогой? Мы все годы собираемся 13 мая и отмечаем самый большой успех грузинского футбола. А как мы могли не выиграть? Мы обязаны были победить – от нас этого требовала вся страна.
Конечно, были намеки и «сверху». Перед финалом мы встретились с возглавлявшим тогда еще Советскую Грузию Эдуардом Шеварднадзе. Он долго просил нас выиграть финал, причем такими словами, словно маленький мальчик умолял своего футбольного кумира дать автограф. Обещал нам за победу золотые горы. Главой делегации, летевшей в ФРГ, Шеварднадзе назначил тогдашнего замминистра внутренних дел Грузии Шота Горгодзе и сказал нам: в случае победы тот пойдет «наверх», а в случае поражения будет снят с поста.
Не сняли. Горгодзе, между прочим, для «Динамо» всегда был счастливым талисманом. Впоследствии он много лет работал министром.
Но до финала был еще и полуфинал в Голландии, перипетии которого до сих пор помнит любой грузинский болельщик со стажем. Забыть такой матч нельзя. Дома мы разгромили «Фейеноорд» – 3:0.
Но в Роттердаме голландцы и судья делали все, чтобы не пустить нас в финал. Мы забили три правильных гола, причем дважды отличился я, но ни один не был засчитан. Два раза хозяева нарушали правила в штрафной, но ни один пенальти назначен не был. А «Фейеноорд» забил второй гол с выдуманного 11-метрового. Весь матч нас обзывали грязными словами, а сотню наших болельщиков на трибуне обливали пивом и забрасывали пустыми бутылками.
Но мы выстояли. Я на последних минутах, когда нажим голландцев был особенно ощутим, вообще взбесился, взял игру на себя и заставил защитников соперника оставаться на своей половине. Это нас и спасло от штурма. Наш тренер Нодар Ахалкаци после матча очень меня хвалил.
Тогда за границей все время так относились к командам СССР. И в других матчах на нас обычно давили. Когда на стадионе объявляли, что мы из СССР, все становилось ясно по гулу болельщиков. Но голландский матч был, конечно, апогеем – никогда в жизни не видел такого судейства, как в Роттердаме. И даже не слышал ни о чем подобном.
Впечатления от финала еврокубка? Это, дорогой, невозможно передать словами! Вершина! А какое волнение! Перед матчем Отар Габелия, самый нервный из нас, потерял форму. Представляете, вратарь без формы?! Мы быстренько сообразили и помогли Отару кто чем мог. Бутсы он, например, получил от Александра Чивадзе. И, между прочим, именно прекрасная игра вратаря во многом обеспечила нам победу в финале. А сам Чивадзе вышел тогда на поле с температурой 39.
Но, главное, мы были в том матче одним целым – ни до, ни после никогда ничего подобного не чувствовал. Началось-то все плохо: когда нам забили первый гол, у меня словно сердце остановилось. Думал – все. Но через несколько минут очнулся, взял игру на себя, обыграл двух немцев и отдал голевой пас удачно открывшемуся справа Володе Гуцаеву. Какой же блестящий удар у него получился! А последний гол? Дараселия, получив мяч от Кипиани за три минуты до конца игры, два раза подряд одним финтом под себя сделал из немецких защитников посмешище.
К сожалению, все меньше и меньше нас остается. Первым тостом всегда на встречах выпиваем за покойных – Ахалкаци, Дараселия, Кипиани. Как в песне поется, радость со слезами на глазах».
Рамаз Шенгелия скончался от сердечного приступа 21 июня 2012 года в возрасте 55 лет.
Виталий Дараселия погиб в автокатастрофе 13 декабря 1982 года в возрасте 25 лет.
Давид Кипиани погиб в автокатастрофе 17 сентября 2001 года в возрасте 49 лет.
Нодар Ахалкаци скончался от сердечного приступа 25 января 1998 года в возрасте 60 лет.
Еще больше настоящего футбола в нашем и Ютубе!
Источник: sports.ru